(Празд. 23 июля, 8 сент., в Почаевской лавре - в пятницу Светлой седмицы), чудотворный образ, принадлежит к числу наиболее почитаемых святынь как у православных, так и у католиков.
Икона (размер 6 1/4 × 5 1/8 вершка, или 27,8×22,8 см) написана «в строго-византийском стиле, на простой липовой доске, которая... подбита снизу дубовыми перекладинами» (Хойнацкий. 1893. С. 14). Изначально была покрыта басменным окладом, состоявшим из отдельных пластин,- «тонкою серебряной доскою, сделанною наподобие ризы, но от ветхости риза эта потерялась, так что местами на ней недоставало целых кусков» (Там же).
История П. и. является неотъемлемой частью истории Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавры. Чудеса от иконы собирали, фиксировали и публиковали как в православный, так и в униатский период истории обители. Первым систематизированным трудом по истории П. и. можно считать работу прот. А. Ф. Хойнацкого «Повесть историческая о святой чудотворной иконе Божией Матери Почаевской», опубликованную в 1883 г. Основными источниками для прот. А. Хойнацкого были: 1. Книга, к-рую выпустили почаевские базилиане, «Гора Почаевская стопою чудесне из нея истекающую чудодейственную воду имущею, и иконою чудотворною Пресвятыя Девы Матере Божия Марии почтена, всему миру ясна и явна, типом привиллегиями его королевския милости утвержденным, во святей обители Почаевской чина св. Василия Великаго, провенции польския изображения лета Господня 1793» (Почаев, 1793); последнее зафиксированное чудо датировано 5 июля 1783 г. Книга являлась дополненной перепечаткой созданной в Почаевском мон-ре православными до 1720 г. кн. «Гора Почаевская...» (сведений о том, была ли книга печатной или рукописной, не сохр.; типография в Почаеве была организована при униатах), которая неоднократно переиздавалась на польск. языке в сер.- 2-й пол. XVIII в. (по мнению архим. Амвросия Лотоцкого, книга 1720 г. уничтожена униатами; не сохр. и упоминаемая в рукописной книге Почаевских монастырских актов 1661 г. рукопись «Памятник монастыря Почаевского» - см.: Амвросий (Лотоцкий). 1886. С. 12, 27, 272). 2. Кн. «Преславная гора Почаевская, блистающая древностию чудес Пресвятой Девы Богородицы, истекающих от чудотворной ея иконы, с изложением некоторых ея чудес, равно как и торжественнаго венчания той же чудотворной иконы, бывшаго в 1773 году, с разрешения святейшаго отца Климента XIV, в царствование в королевстве Польском и Великом княжестве Литовском Станислава Августа…» («Przesławna góra poczajowska...») (Почаев, 1807). Помимо истории из кн. «Гора Почаевская...» книга содержит наиболее полное описание коронования П. и. и доводит описание чудес от иконы до 20 июля 1807 г. 3. «Книга чудес иконы Почаевской Пресвятой Марии Девы и Стопки» («Xięga Cudow obrazu Poczajowskiego N. Mariy Panny y Stopki») - рукопись из архива Почаевского мон-ря, 1-й отдел к-рой был посвящен П. и. Записи о чудесах на кириллице завершались сведениями от 29 июня 1735 г., затем до 29 мая 1750 г. описания делались по-польски и по-русски, а остальные чудеса - по-польски (за исключением чуда от 5 июля 1764) до 1827 г. (Хойнацкий. 1893. С. 5); фиксация чудес сопровождалась подписями свидетелей и нередко личными печатями. По мнению прот. А. Хойнацкого, возможно, эта книга была заведена по распоряжению Луцкого еп. Дионисия (Жабокрицкого) от 30 авг. 1695 г. (Там же. С. 10), т. е. до перевода Почаевского мон-ря в унию. 4. Рукописные документы из архива Почаевского мон-ря, в их числе «Книга чудес Почаевской иконы», записи в к-рой начали с разрешения Синода и по распоряжению архиеп. Варшавского и Новогеоргиевского Никанора от 26 янв. 1841 г. В ней были зафиксированы чудеса, явленные на горе Почаевской с 1831 по 90-е гг. XIX в. 5. Изданное в 1878 г. на основе документов из архива лавры сочинение архим. Амвросия (Лотоцкого) «Сказание историческое о Почаевской Успенской лавре бывшего наместника Лавры архим. Амвросия, с дополнительными главами о позднейших покойных священно-архимандритах Лавры, архиепископах: Агафангеле, Димитрии и Тихоне». 6. Периодические издания.
История прославления П. и. в Новое время делится на 3 этапа: 1559-1720 гг.- от явления иконы до захвата Почаевской обители униатами; 1720-1831 гг.- униат. период; 1831-1918 гг.- от возвращения Почаевской обители в Православие до окончания первой мировой войны.
Согласно преданию, на пути из Москвы Волынь посетил прибывший из К-поля митр. Неофит, буд. патриарх К-польский (1602-1603, 1607-1612). Он останавливался в мест. Орля (Урля), в доме православной шляхтички, владелицы Почаева и Орш Анны Тихоновны Гойской (урожд. Козинская). Перед отъездом владыка благословил хозяйку иконой Божией Матери. Долгое время образ находился вместе с др. иконами, пока не прославился исцелением слепого от рождения брата Гойской Филиппа Козинского. В 1597 г. крестным ходом икона была перенесена в Почаевский мон-рь и поставлена там в церкви. В предании визит митрополита датируется 1559 г., однако появление на Волыни в сер. XVI в. П. и. представляется маловероятным, исходя из дат жизни названных лиц и хронологии событий. Указанный год можно считать ошибочным вследствие опечатки или описки,- т. о., наиболее вероятной датой привоза П. и. является 1595 г. После смерти Гойской (1617), к-рая оказывала всяческое содействие правосл. мон-рю, ее наследник, племянник Анджей Фирлей, лютеранин, напал на обитель (1623), разграбил ризницу и захватил П. и. Жена Фирлея, облачившись в священнические ризы, оскорбляла Православие и чудотворный образ. Вскоре она подверглась сильнейшим припадкам, к-рые прекратились после того, как П. и. по настоянию игумена прп. Иова Почаевского была возвращена в мон-рь в Успенскую ц. (1641). В 1649 г. П. и. перенесли в новый Троицкий храм, построенный Федором (Теодором) и Евой Домашевскими, и установили в иконостасе.
В 1672 г. чудотворность П. и. была зафиксирована в судебном процессе между Почаевским мон-рем и Вацлавом Искрой. В приговоре суда значилось, что Искре «для умилостивления величия Божия за оскорбление места Пресвятой Девы лежать крыжом (крестом.- Авт.) перед чудотворною Ея иконою, в церкви, литургий 10» (Там же. С. 24).
В 1675 г., во время 3-дневной осады Почаевского мон-ря тур. войсками, по молитве перед чудотворной П. и. игум. Иосифа (Добромирского) с братией и со всеми осажденными было явление Пресв. Богородицы с прп. Иовом Почаевским и небесным воинством над Троицким храмом. Это видели не только защитники мон-ря, но и нападавшие, к-рые в страхе бежали. В честь этого события в обители был построен храм «Во имя победы Божией Матери», уничтоженный униатами при перестройке мон-ря ок. 1730 г.; в 1875 г. он был восстановлен на хорах Троицкой ц.
В 1720 г. П. и. вместе с другими почаевскими святынями была захвачена униат. базилианским орденом. С 1760 г. фундатор Почаевского монастыря гр. М. Б. Потоцкий вел переговоры с протоархим. базилианского ордена Ипатием Билинским о короновании П. и. По его ходатайству униатский еп. Феодосий Рудницкий-Любинецкий призвал паству явиться на Почаевскую гору в июне 1761 г. и засвидетельствовать чудеса от П. и. В 1771 г. декрет с отобранными и засвидетельствованными чудесами был отправлен архипресвитеру Ватиканской церкви, который заведовал коронацией чудотворных икон Божией Матери. 8 сент. 1773 г. по распоряжению папы Римского Климента XIV чудотворную икону короновали 2 присланными из Рима золотыми венцами (коронами).
Торжества коронации длились с 8 по 15 сент. 1773 г., на них собралось до 1 тыс. униатских и латинских священников, более 100 тыс. чел. высшей польской аристократии, шляхты и простолюдинов, а также полк конных жолнеров с Украины и рота пехоты из Дубенского замка. Соборный храм был пышно украшен. С вост. стороны мон-ря соорудили особую каплицу (часовню) на 8 высоких столбах, путь к которой был украшен высаженными деревьями и 5 триумфальными арками, расставили 28 картин, изображающих чудеса от П. и. Крестным ходом, в сопровождении музыки и под грохот пушек икону доставили в каплицу, где еп. Феодосий Рудницкий-Любинецкий возложил золотые короны: сначала на голову Спасителя, затем - Божией Матери. После этого икона была возвращена в мон-рь. В последний день торжеств совершили крестный ход с П. и. в каплицу и обратно. По сведениям базилиан, у исповеди и причастия было 33,3 тыс. чел. греч. и лат. обряда. 8 сент. 1774 г., в честь годовщины коронации иконы, торжество повторили.
В 1771 г. Троицкий храм разобрали, на его месте началось строительство нового, Успенского храма на средства гр. Потоцкого. До окончания отделки собора в 1791 г. П. и. находилась во временной церкви в братской трапезе, а затем была торжественно перенесена 8 сент. в новый храм и установлена в алтарной части в специально устроенном для нее дубовом резном киоте.
10 окт. 1831 г. по указу имп. Николая I Почаевский мон-рь был возвращен в Православие. Синод торжественно признал П. и. чудотворной, как древнюю святыню правосл. Церкви. Согласно описи приема имущества Почаевского мон-ря, заверенной в числе прочих кременецким прот. Григорием Рафальским (впосл. Антоний, митр. С.-Петербургский и Новгородский), П. и. находилась в углублении запрестольного киота 1791 г., «в медной посеребренной, узорчатой доске и в ризе их крупного и мелкого жемчуга, с двумя золотыми венцами, украшенными рубинами и алмазами» (Хойнацкий. 1893. С. 72).
После возвращения Почаевского мон-ря в Православие униаты распространили слух, что П. и. оставила Почаев и чудесным образом перешла к католикам в доминиканский мон-рь в Подкамене (ныне Львовская обл.). В результате в 1832 г. число паломников к иконе заметно уменьшилось. Однако чудеса исцелений, особенно от продолжительных болезней, по-прежнему имели место, свидетельства о них направляли в Синод и имп. Николаю I. Почаевскому мон-рю в 1832 г. официально разрешили завести книгу для записи чудес от П. и.
В 1832 г. Иннокентий (Сельнокринов), еп. Волынский и Житомирский, установил еженедельное служение по субботам в Успенском храме соборного молебна с акафистом Божией Матери перед П. и. В зимнее время икону переносили в теплую церковь вплоть до первого дня Пасхи с совершением всех служб перед ней. 28 авг. 1833 г., в день торжественного открытия мощей прп. Иова Почаевского, П. и. возглавляла крестный ход, в котором приняли участие не только православные, но и по предложению губернатора католики. 25 сент. 1842 г. Почаевский мон-рь посетил имп. Николай I, к-рый после литургии прикладывался к чудотворной иконе. Для этого образ специально вынесли из алтаря и положили на аналой. До 1861 г. икону для поклонения выносили иеромонахи, состоявшие в монастыре на должности «киотных».
В 1850 г. камер-фрейлина гр. А. А. Орлова-Чесменская пожертвовала для П. и. серебряный позолоченный киот стоимостью 7586 р. 67 к. серебром. Изготовление было поручено московскому мастеру Полтавцеву, который по присланным из мон-ря рисункам и шаблонам сделал «серебряный вызолоченный киот из серебра 84-й пробы, весом в 188 фунтов 45 золотников. Киотная доска, отлично вызолоченная, украшена была сиянием с 12 херувимами. На боках углубления, по лионскому бархату пунцового цвета сделана была серебряная оборка» (Амвросий (Лотоцкий). 1886. С. 203; Хойнацкий. 1893. С. 80).
В 1859 г. в честь посещения мон-ря имп. Александр II пожертвовал в Успенский храм иконостас. Для создания его проекта в Почаев приезжал академик архитектуры Ф. И. Нестеров, рисунок иконостаса выполнил архитектор имп. двора проф. Г. А. Боссе. Чудотворная П. и. была помещена в 3-м ярусе иконостаса в звездообразном серебряном киоте. Для поклонения икону на лентах спускали вниз на уровень («посреди») царских врат.
В 1866 г. по заказу еп. Антония с.-петербургский золотых дел мастер Ф. А. Верховцев и ювелир К. Ф. Шпегас изготовили для П. и. ризу из чистого золота 82-й пробы весом 2 фунта и 20 золотников, осыпанную бриллиантами, рубинами и изумрудами. Общее количество камней разной каратности на коронах, звездах и ризе составило 1435 шт. (Амвросий (Лотоцкий). 1886. С. 251-252). По краям ризы имелась чеканная надпись, кем и когда она была устроена; стоимость ризы определялась в размере 3646 р. 90 к. В 1869 г. во время пожара на горнем месте в Успенском соборе мон-ря сгорел униат. киот с украшениями, обгорела верхняя часть иконостаса; икону спасли, успев спустить на лентах.
В 1883 г. в честь 50-летия включения Почаевской обители в число лавр имп. Александр III и имп. Мария Феодоровна пожертвовали к иконе драгоценную лампаду с надписью: «Свет от нея да знаменует молитвенное общение Государя с народом своим у древней святыни и да пребудет обитель сия навсегда оплотом православия и русской народности в древнем русском крае» (900-летие православия на Волыни. 1892. С. 83). В 1897 г. в Почаеве торжественно отметили 300-летие перенесения П. и. в лавру.
В 1915 г. в связи с наступлением австр. войск П. и. вывезли из лавры. После освобождения лавры монахи в нее вернулись в 1916 г., икона - в 1918 г., и с тех пор она больше не покидала обитель. Паломничества к П. и. не прекращались, в т. ч. в период между первой мировой и Великой Отечественной войнами.
С 1860 г. был установлен крестный ход с чудотворной иконой из Почаевского мон-ря в Крестовоздвиженский мон-рь в г. Дубно, где подвизался прп. Иов Почаевский. Очевидно, со 2-й пол. XIX до нач. ХХ в. по прошению усердных богомольцев совершались неоднократные крестные ходы с П. и., сопровождавшиеся торжественными богослужениями: в Житомир (1898, 1899), в Кременец (1898), во Владимир-Волынский (1900) и др.
В офиц. документах, записях дарственных и оставленных посетителями Почаевского мон-ря П. и. неоднократно упоминалась как чудотворная; кроме того, фиксация чудес велась в мон-ре с момента появления иконы. О благодатной помощи П. и. свидетельствовали также многочисленные вотивные привески и иконы, которые богомольцы жертвовали в знак благодарности. Наиболее значимые чудеса по молитве к чудотворной П. и. в 1-й период ее прославления: прозрение слепого от рождения Филиппа Козинского (1597); несение иноком своей головы, к-рую отрубили татары, и положение ее перед образом Божией Матери Почаевской (1607); наказание жены Анджея Фирлея за надругательство над св. образом (1641); исцеления пана Ивана Лобоса из Кременца (1661), Давида Гайдука, слуги почаевской помещицы, и парализованного Василия из Яловича (1664); воскрешение внезапно умерших и многочисленные исцеления тяжелоболящих (1664-1666); многочисленные чудеса, когда икона плакала в продолжение 4 недель (1674); чудесное возвращение почаевского инока из тур. плена (1674); спасение человека, упавшего в монастырский колодец в день Успения Пресв. Богородицы (1704); воскрешение младенца, положенного родителями перед П. и. (1710). В 1770 г. униаты под рук. Острожского еп. Сильвестра Рудницкого-Лубинецкого устроили офиц. дознание о чудесах от П. и. За время пребывания иконы у униатов ими было зафиксировано 539 чудес от нее. Изображения наиболее значимых из них были помещены на картинах во время коронации П. и.: наказание саксонского врача, жившего в Почаеве, за хулу на икону Божией Матери (1725); переход в христианство еврея из г. Залозец, увидевшего необычайный свет от П. и. (1727); освобождение из татар. плена Татьяны Возьной (1729); спасение от каторги пасечника Иосифа Домбицкого (1732); исцеление умиравшей Анны Николаихи из г. Острога (1736); исцеление руки Иосифа Подлящанина (1743); воскрешение 8-летней Марии Боровицкой, извлеченной из-под земляного завала (1752); исцеление от кровотечения из ноги свящ. Кондрата Василиновича (1757); исцеление от слепоты Саввы Цапли-Петрова из Путивля (1764); исцеление от немоты настоятеля церкви в с. Марковец свящ. Гавриила Чекердовского (1769); спасение тонувшего юноши из с. Подгаец и заступничество П. и. во время моровой язвы (1770); исцеление некоего Казимира от горячки; исцеление множества бесноватых в разные годы.
В 3-й период прославления П. и., только с 1831 по 1856 г., насчитывалось более 130 чудес (26 - официально зарегистрированных и 133 - по числу вотивных привесок к иконе). Наиболее значительные: исцеление от болезни ног Е. Миропольской (1-е зафиксированное чудо после возвращения Почаевского мон-ря православным); исцеления солдатки Екатерины и свящ. Никиты Голинкевича (1832); исцеление слепой девочки А. Акимчуковой (1833); исцеления крестьянки М. Шлеговой из Оренбургской губ. и Трифона Бурки из г. Аккерман (1833); исцеление умиравшего 8-летнего В. Гаевского (1835); заступничество П. и. во время эпидемии холеры в 1847-1848 гг. Многочисленные исцеления приходятся на 1847 г., исцеления от беснования и различных болезней православных и католиков фиксируются с 1852 г. до нач. ХХ в.
Изображение относится к типу «Умиление». Богоматерь с Младенцем представлена по пояс, в 3/4-ном повороте влево. Спаситель сидит на правой руке Матери, Его голова поднята вверх, взгляд устремлен на Богоматерь, щекой Младенец прильнул к Ее щеке. Пальцы правой, вытянутой вперед ручки сложены в двуперстном благословении, локтем левой Богомладенец опирается на плечо Матери. Ножки поставлены на запястье левой руки Богородицы, из-под риз видны обнаженные ступни. Богоматерь наклонила голову к Сыну, касаясь Его щекой. Правой рукой Она придерживает Его снизу, левая подведена под колени Богомладенца, в ней Богородица держит край гиматия Спасителя, который спускается с Его спины (иногда его пишут в виде белого плата в руке у Богоматери). Облачения традиционные. Головы увенчаны коронами; теонимограммы - «ΜΡ ΘΥ» и «ΙΣ ΧΣ». На боковых полях помещены по 2 ростовые фигуры святых: прор. Илии и вмч. Мины (слева), первомч. архидиак. Стефана и прп. Авраамия (справа). На нижнем поле - 3 поясные фигуры: мц. Параскевы, вмц. Екатерины и мц. Ирины. Имена написаны кириллицей.
Иконографические особенности П. и., вплоть до деталей, позволяют рассматривать в качестве ее протографа Донскую икону Божией Матери: положение рук Богоматери, ножек Младенца, наклоны голов, двуперстие, ткань в правой руке Божией Матери, ступни на Ее запястье, а также характерные черты ликов, в т. ч. немного «скошенный» подбородок Младенца на П. и. в попытке передать ракурс, что особенно заметно на фототипии кон. XIX в. Отличия незначительны: на Донской иконе сжимающая свиток левая ручка Младенца находится на уровне левого колена, на П. и. ее локоть лежит на плече Богоматери (на отдельных списках П. и. левая ручка не изображена); на Донской иконе ножки Младенца обнажены, на П. и.- закрыты ризами до ступней; на Донской иконе на Младенце препоясанный хитон с клавом, на П. и.- хитон и гиматий.
Стилистика личного, согласно фототипии XIX в., характерна для рус. иконописи XVI в.; по мнению униат. составителей «Горы Почаевской...» (Почаев, 1793), «образ Почаевский писан рукою русскою». Присутствие на полях П. и. избранных святых не оставляет сомнения в том, что изображены соименные святые представителей одной семьи, т. е. «это была домашняя икона, принадлежавшая какому-либо благочестивому семейству» (Хойнацкий. 1893. С. 15).
Время появления П. и. на Волыни соотносится со временем распространения почитания Донской иконы Божией Матери в Московском гос-ве. Процесс прославления Донской иконы начался с сер. XVI в., когда накануне выступления против Казанского ханства (1552) царь Иоанн IV молился в Успенском соборе Коломны перед образом «пречистые, иже на Дону была с преславным великим князем Дмитрием Ивановичем» (ПСРЛ. Т. 29. С. 85). После победы Донская икона получила статус гос. святыни и была перенесена в Благовещенский собор Московского Кремля, т. е. на сер.- 2-ю пол. XVI в. пришлось распространение списков иконы. Донская икона почиталась как заступница от «неверных», «нечестивых огарян», что было актуально и для Волыни, где после отхода этих земель Речи Посполитой (1569) проводилась жесткая политика полонизации и окатоличивания православных. Почаевский мон-рь в этих условиях еще долго оставался форпостом Православия.
П. и. копировали, создавая иконописные списки. Ее изображение тиражировали в печатной графике, но уже в живописных традициях западноевроп. искусства (работы граверов Иосифа Гочемского и Теодора Стрельбицкого). Важное значение П. и. подтверждается ее включением в гравюры с отдельными образами богослова иконопочитания прп. Иоанна Дамаскина («Прп. Иоанн Дамаскин», гравер Иосиф Гочемский, 1753) и запечатлевшего лик Божией Матери евангелиста Луки («Евангелист Лука», неизв. мастер, XVIII в.) (Украïнська графiка. 1994. С. 132, 136. Кат. 265, 269). Изображение иконы помещалось в богослужебных книгах, издававшихся в почаевской типографии: Служебнике (1735, гравюра мастера Иосифа), Псалтири (1742), Служебнике (1755), «Евангелии Страстном» (1759, ксилография почаевского мастера иеросхим. Макария с видом мон-ря и П. и.; см.: Попов. 1926. С. 55).
Гравированное (ксилография) изображение П. и. присутствует во мн. изданиях Почаевского мон-ря, при оформлении переплета часто использовался средник с изображением стопы Пресв. Богородицы (Служебник. 1735; Гора Почаевская. 1742; Псалтырь. 1742; Триодь постная. 1744; Леитургиарион, или Служебник, содержащий в себе по чину святыя восточныя церкве литургии... 1755. С. [6]; Буквар языка Славенскаго чести учащымся. 1765; Трефологион. 1777. Л. 2 об. Подпись: «I. G» [Иосиф Гочемский]; Апостол. 1783. Оборот титульного листа (Ксилография «Wizerunek Stopki z Wodo, N. M. P. na Skale Poczaiowkiey», подпись: «Manuel S: O. S: B. M: Pi»); [Богогласник]. 1790. Л. [118] об.; Молитвослов в нем же Чин Часов церковных и прочих спасителных молений… 1793. Л. [5] об.; Молитвослов в нем же Чин часов церковных и прочих спасителных молений… по екземплярем изданным лета 1776. 1793. Л. 106 об.).
Помимо книжной графики изображения П. и. печатали на отдельных листах. Большой популярностью пользовалась народная гравюра. Варианты гравюр на листах бумаги, на шелке или атласе получили широкое распространение далеко за пределами Почаевского мон-ря и служили образцами для написания икон.
Активное тиражирование изображений П. и. велось в униат. период. В частности, в 1773 г. в Риме к торжествам коронования иконы 8 сент. 1773 г. в Почаеве для раздачи паломникам были изготовлены бумажные иконки и 5 тыс. медальонов (Амвросий (Лотоцкий). 1886. С. 62). На аверсе медальона было помещено поименованное изображение П. и. («Святая Мария Почаевская…»), на реверсе - приуроченная к коронованию памятная надпись (см.: Бочковська. 2018. С. 87).
Изображения П. и. делятся по иконографическим признакам на неск. групп. Первая группа - изображение Богоматери с Младенцем (без предстоящих). В число списков данной иконографии входят: чудотворная Дубенская Острожская икона Божией Матери; икона «Изображение Чудотворной Иконы Престой Бцы Почаевской... изобразися коштом Ивана Даниилова Браила» (1750, НХМУ); обетная икона «Истинное изображение иконы чудотворния Престыя Бгородицы Почаевской» (XVIII в.). Несмотря на то что 2 последние иконы были написаны до коронования П. и. в 1773 г., голова Богоматери увенчана пышным королевским венцом. Наиболее яркое воплощение подобные образы нашли в народной иконе Надднепрянщины и Черниговщины; в качестве образца для копирования использовали гравированные листы с П. и. (иконы из собраний Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний», Национального центра народной культуры «Музей Ивана Гончара», Киев, из частных собраний В. Стецика, О. Молодого, И. Завалия, Я. Були, Т. Лозинского и др.; все - Украина). Вторая группа - П. и. с изображением стопы Пресв. Богородицы (см. в ст. Почаевская в честь Успения Пресвятой Богородицы мужская лавра) в нижней части иконы, или «Стопочные» иконы (П. и. из собрания Донецкого художественного областного музея; гравюра неизв. мастера посл. четв. XVIII в. (см.: Украïнська графiка. 1994. С. 127. Кат. 260)). Третья группа - П. и. с предстоящими святыми, точно воспроизводящие чудотворный образ. Четвертая группа - П. и. с чудесами. Чудеса, окружающие П. и., всегда точно датированы.
На ксилографии мастера Иосифа (?) из Служебника 1755 г. овальное клеймо с изображением коронованной П. и. окружено 4 клеймами: «Исцеление слепого Давида Гайдука» (1664); «Исцеление от дьявола Прокопия из Лосятина» (1736); чудо с монахом, принесшим П. и. свою голову, отрубленную турками (1673); чудесное избавление инока от тур. плена (1674). Под П. и.- стопа Пресв. Богородицы, ниже - изображение Почаевского мон-ря.
В дальнейшем сложилось 2 основных варианта иконографии П. и. с чудесами, получившие первоначально распространение в печатной графике (иллюстрации в изданиях Почаевского мон-ря и отдельные гравированные листы), а затем и в иконе. В прямоугольном среднике помещалась П. и. На боковых полях располагались овальные или круглые клейма с чудесами, изображения на верхнем и нижнем полях либо не имели обрамления, либо находились в фигурных картушах. Барочно обрамленные картуши сопровождались пояснительными текстами.
Первый вариант. На боковых полях располагаются 6 (по 3 с каждой стороны) клейм с точно датированными чудесами. Слева - «Юноша, упавший в колодец, чудесно спасен Богородицей» (1704), «Чудо о монахе, который принес собственную голову, усеченную турком, на гору Почаевскую» (1673), «Исцеление от слепоты Филиппа Козинского, брата Анны Гойской» (1597). Справа - «Плененный турками монах принесен в Почаев ангелом» (1674), «Исцеление больного с Терембовля» (1739), «Воскресение умершего младенца из Жовквы» (1710). Вверху в центре - «Явление Божией Матери и Блаженного Иова Железа во время Турецкой рати в Почаеве» (1675), внизу по центру - «Явление Божией Матери на горе Почаевской в столпе огненном 1340 г.». К памятникам с подобной иконографией относится редкая гравюра на шелке из собрания Музея книги и книгопечатания Украины (не позднее 1757, мастер Иосиф (?)), а также подобные ей ксилографии в упомянутых почаевских изданиях: Триодь постная. 1744; Гора Почаевская. 1742; Служебник. 1735; 1755 (Бочковська. 2008. С. 152-154). В. Г. Бочковская выявила 4 варианта этой гравюры, напечатанные на листах бумаги, на шелке или атласе (Она же. 2017. С. 80). Среди икон данного варианта иконографии - «Богоматерь Почаевская, с чудесами» (2-я пол. XVIII в., Волынь, НКПИКЗ; см.: Православная икона России, Украины, Беларуси. М., 2008. С. 124-125), «Богоматерь Почаевская, с чудесами» (XVIII в., Музей-собрание икон Пресв. Богородицы, см.: Цвет неувядаемый. М., 2004. С. 322-323).
Второй вариант. На боковых полях расположены 8 (по 4 с каждой стороны) клейм с чудесами исцелений. На верхнем - «Явление Божией Матери на горе Почаевской в столпе огненном», на нижнем - вид Почаевского мон-ря. К данному варианту иконографии относятся: народная гравюра (ксилография) неизвестного мастера «Богоматерь с Младенцем», XVIII в. (Украïнська графiка. 1994. С. 133), икона «Богоматерь Почаевская с клеймами чудес», 2-я пол. XVIII в. (Россия, частное собрание).
«Стопочный» чудотворный список, пожертвованный в 1848 г. киевлянами в честь избавления от холеры, с надписью: «Сей образ Божия Матери сооружен в святом граде Киеве от доброхотных пожертвователей в Почаевскую святую Лавру, за спасение их жизни и избавление от болезни - холеры в 1847 году» (900-летие православия на Волыни. 1892. С. 340). В 1866 г. на средства мещанина из мест. Берестечка Андрея Полянского список украсили богатой ризой, к-рую соорудили в память о спасении имп. Александра II во время покушения 4 апр. 1866 г. Икона находилась в Успенском соборе Почаевской лавры с правой стороны на стене, отделяющей входной коридор от храма.
«Стопочный» список (1 аршин 14 вершков, без предстоящих святых), находившийся в Иоанно-Введенском мон-ре близ Тобольска, был принесен в обитель в 1836 г. из Почаева. Прославился исцелениями от холеры в 1848 г. Ежегодно 8 июля эту икону вместе с Абалакской «Знамение» иконой Божией Матери крестным ходом приносили в Тобольск на 2 недели. Местонахождение неизвестно.
Список, хранившийся в храме св. Димитрия Солунского у Тверских ворот в Москве, также утрачен.
В 1871 г. крестьяне Мокро-Калигорской и Сухо-Калигорской волостей Звенигородского у. Киевской губ. в память о спасении имп. Александра II в 1866 г. пожертвовали деньги на создание списка П. и. для часовни у Летнего сада С.-Петербурга. Духовный Собор Почаевской лавры доплатил необходимую сумму. Образ написал живописец акад. В. В. Васильев, оклад изготовил золотых и серебряных дел мастер П. Гусев.
Документально зафиксировано перенесение копий П. и. в населенные пункты на Волыни в кон. XIX - нач. ХХ в.: в Свято-Никольскую ц. с. Волошки Ковельского у. (1898), из церкви в с. Мирославль Новоградволынского у. в церковь с. Радулин (1901), в церковь с. Заболотцы Владимир-Волынского у. (1902), в церковь с. Корытница (1904), в церковь с. Черничин Грубешовского у. (1904), в Рождество-Богородицкую ц. с. Мидск Ровенского у. (1907), а также на Афон (1879).
Многочисленные списки находились на Белостокщине, где в каждой приходской церкви над царскими вратами помещалась небольших размеров П. и., перед к-рой совершали молебны и читали акафисты (напр., список в часовне с. Кнорыды в Бельском повете Подляского воеводства Польши; список на шелке в Воздвиженской ц. с. Кожаны Белостокского повета Подляского воеводства (в наст. время в часовне в лесу), чудесно оставшийся невредимым в 2 пожарах).
От гравюр почаевской типографии берут начало списки П. и. в народной иконе Надднепрянщины и Черниговщины. Как правило, на них редко встречается изображение стопы Богоматери в нижней части иконы. Списки отличаются ярким, праздничным колоритом, условным доличным и выбеленным личным. Распространение подобных образов началось после коронования П. и., поэтому Спаситель и Божия Матерь представлены с царскими венцами. Особенно активным распространение подобных икон было в сер.- 2-й пол. XIX в.